
Чаще всего бизнес-план (БП) необходим предпринимателям для того, чтобы получить кредит или для себя и партнеров понять, как дальше развиваться и вести дела. В остальном бизнесмены, как правило, не вспоминают об этом полезном инструменте. А зря, грамотный бизнес-план, составленный под конкретную ситуацию может уберечь вас от множества шишек. Итак, БП потребуется для решения таких задач:
- Запуск бизнеса
Казалось бы, всем очевидно, что прежде чем что-то начинать необходимо как следует продумать план действий и оценить все затраты и риски. Увы, крайне часто бизнес не запускается или умирает на самой ранней стадии, т.к. не было проведено элементарного планирования, и предприниматель попросту оказался не готов к встретившимся трудностям. Поэтому, запуская бизнес позаботьтесь о бп, в котором должны быть описаны понятным для вас языком такие разделы:
- Общая информация о бизнесе. Сюда так же можно включить подраздел с перечнем бизнес-гипотез, которые вы предполагаете проверить (с указанием способов проверки)
- Подробная информация о ваших товарах или услугах
- Оценка рынка и обзор конкурентов, с обязательным прогнозом о доле рынка, которую хотите «захватить» с привязкой к срокам. В части конкурентов целесообразно составлять сравнительные таблицы со своими товарами/ услугами, проводя оценку ваших конкурентных преимуществ. Если их – нет, то должен быть ответ на вопрос «а как я буду тогда бороться с конкурентами»?
- Сбытовые цепочки
- Маркетинговый план и план продаж
- Производственный план
- Необходимые ресурсы и их источники
- Кадровый план – кто, с какими компетенциями и в каком кол-ве
- План финансирования
- Описание рисков и способов противодействия
- (как правило, специфично для крупных предприятий) юридический план
- Кредитования в банке
В большинстве случаем банки будут требовать корпоративного заемщика предоставить БП. Иногда, это будет формальное требование банка при стандартных условиях кредитования, иногда – внимательно изучаемый документ, как, например, при проектном финансировании. В любом случае этот раздел БП должен содержать следующую информацию:
- Оценка срока окупаемости и точки безубыточности
- Прогнозируемая прибыль
- Маркетинговая стратегия
- Текущие контракты и имущество в собственности у предприятия
- Прочая информация, подтверждающая банку, что кредитные средства вы сможете вернуть в оговоренный срок в полном объеме
- Привлечение инвестиций
В принципе, тоже самое, что и в предыдущем пункте, но также инвестор может запросить дополнительную информацию для принятия решения. Инвестору, особенно частному важно понять, как он сможет в случае негативного сценария вернуть себе деньги, а в случае позитивного – когда и сколько заработать? Решая эту задачу БП может быть сфокусирован на 2-х возможных сценариях вхождения инвестора в сделку:
- Деньги под процент, когда инвестор, как и банк получает %% в течение оговоренного срока до полного погашения «кредита». В этом случае в БП необходимо привести график выплат, не забыв оценить, как вы будите финансировать этот «кредит»
- Передаете долю, в этом случае необходимо четко прописать не только распределение долей, но и условия передачи, оговорив права и обязанности всех участников, т.к. инвестор может хотеть не только получить долю, но напрямую контролировать бизнес.
- Привлечение партнера или покупателя
БП поможет вам найти покупателя или партнера, которому будет легче оценить свои перспективы и понять, что именно он получит от вхождения в долю или сотрудничества с вашим предприятием.
- Наметить стратегию развития
Крайне часто в ежедневной рутине сложно охватить всю картину целиком и сфокусироваться на тактической и, уже тем более, на стратегической перспектвие. В процессе подготовки БП предприниматель проводит аудит текущего состояния компании и оценивает возможные способы развития и их перспективы. По сути, это подведение промежуточных итогов и формирование своих собственных ожиданий, а также ожиданий сотрудников, партнеров, инвесторов и, в какой-то мере, контрагентов.
- Разработка маркетинговой стратегии
Для нового предприятие – планирование мер по привлечению клиентов, для существующего – оценка уже реализованной стратегии и корректировка ее на будущее. В этом случае важно разобраться какие мероприятия и в каких каналах принесли больше всего лидов, а какие стоили денег, но не дали желаемого эффекта. Казалось бы, все просто, но очень часто маркетинговые действия планируются ad hoc и хаотично, не фиксируются суммы и метрики успеха, а в результате денег нет, и результата тоже нет. Именно раздел БП про маркетинг должен упорядочить информацию в голове предпринимателя, и сделать все будущие траты четко спланированными исходя из желаемых целей и сроков.