ИТ-платформа для Корпоративного бизнеса банка

На протяжении последних лет 6-7 на рынке ИТ в первую очередь сформировался тренд создавать разнообразные ИТ-платформы, направленные на создание нового или развития уже существующего бизнеса, в первую очередь того, что можно вести on-line. Банковский бизнес как раз тот, который стремительнее многих движется в сторону тотальной цифровизации. И его данный тренд не обошел стороной. При этом, справедливости ради, стоит отметить, что толком никто ни в отрасли вообще, ни в отдельно взятом банке в частности не понимает что же такое платформа. Вернее не то чтобы не понимает, но «проскакивает» логический этап определения понятий и терминов, чтобы было понятно, на чем строить дальнейшие рассуждения и делать управленческие выводы.
Вот я и решил задаться таким же вопросом и для интереса порассуждать с тобой, читатель, что такое платформа, конкретно ИТ-платформа в банковской сфере. Для простоты рассуждения, сконцентрируюсь на платформе именно для корпоративного бизнеса.

Причин тому несколько:

  • Корпоративный бизнес в РФ традиционно формирует основной доход для банка, поэтому субъективно этот кейс гораздо интереснее разбирать
  • Информации про различные платформы, сервисы и «конвейеры» для Розничного бизнеса существенно больше, в противоположность корпоративному сегменту, который сложнее автоматизировать и стандартизировать, исключением, пожалуй, может быть только малый и микро-бизнес
  • Субъективно перспектив в развитии банковских технологий в работе с корпоративным заказчиком просматривается меньше, чем в работе с «физиками», но тем интереснее поразмышлять на сей счет
  • Цена ошибки, цена человеческого фактора в работе с корпоративным клиентом на порядки выше, чем с «физиком» и именно это уже сейчас побуждает банки стремиться инвестировать именно в это направление, традиционно менее подверженное автоматизации и стандартизации

Какие вопросы по платформе стоит себе задать:
Зачем она вообще нужна?
Революцию в промышленности, сначала автомобильной, а затем и в бесчисленном множестве сегментов производства в США совершил конвейер Генри Форда. Это стало толчком к новому, фактически последнему, витку унификации и стандартизации промышленного производства всего на свете. Именно это привело к окончательному завершению промышленной революции, начавшейся в XVI веке. Именно это привело к тотальному снижению ручного труда в производстве продукции с одновременно по-настоящему массовым производством. Аналогичный эффект банки стремятся сейчас достичь посредством создания ИТ-платформ поддержки и развития своего core-banking бизнеса. Цель – унифицировать и автоматизировать максимально доступное количество рутинных бизнес-операций, снизив драматически косты и исключив везде, где это возможно человеческий фактор и ошибки, связанные с ним. Это может и должно привести к снижению стоимости услуг для клиентов, снижению рисков ошибки для банка, а следовательно убытков для клиента. Снизить рутинность в общении клиента с банком, уведя все возможные операции в «подвал», сделав их back-office’ными и незаметными, нераздражающими клиента. Т.е. все это для повышения надежности и лойальности в отношениях с клиентом.
Но это лишь первая часть задачи, это оптимизация и улучшение того, что уже есть и работает. А что же далее? А дальше – создание новых продуктов, услуг, сервисов, создание того, что еще нет, создание новой добавленной стоимости, запуск новых направлений бизнеса. Банк понимает, что просто быть «денежным мешком» не только «не стильно, не модно, и не молодёжно», это уже опасно для своего бизнса. Причина тому: выход на рынок потребителей (в том числе и в корпоратиывном секторе) так называемых меллиниалов, модель потребления которых отличается коренным образом, а вслед за этим агрессивная экспансия на рынке финансовых и других традиционно банковских услуг компаний, которые еще вчера концентрировались на ИТ, но сегодня уже в игре. И, конечно же, появление сонма финтех-стартапов, которые гораздо более гибкие и активные, нежели неповоротливые и забюрократизированные банки с их перегруженными штатами ИТ. Так что цель №2 – это выжить уже здесь и сейчас.

Что бизнеса под такой платформой может понимать?
Взглядов на это может быть столько, сколько специалистов будет смотреть, поэтому выскажу персональное мнение. Как правило, понимается некая совокупность автоматизированных бизнес-функций, интегрированных между собой таким образом, что для клиента это представляется единым интерфейсом взаимодействия с кредитной организацией. Как сейчас модно говорить, омниканальность и «бесшовная» интеграция в полный рост.
Второй отличительной особенностью Платформы должна быть простота и скорость, с который ее можно изменять. При этом крайне важно, чтобы «дернув в одном месте за ниточку, в другом конце наша Платформа не сложилась как карточный домик». В данном случае изменения могут быть не только в уже существующих компонентах, но и подключение новых блоков и функций без ущерба для уже запущенных.
Немаловажно, чтобы Платформа поддерживала возможность интеграции не только внутри себя, но и со сторонними сервисами, обеспечивая эффект синергии «на лету», делая возможным банку кооперироваться с любым игроком, кто сделал что-то востребованное для рынка и что может быть быстро использовано на благо банка и именно его клиентов, таким образом повышая лояльность.

А что клиент-то думает? А что ему нужно?
Надежность, стоимость, скорость, гибкость, лояльность

А из чего она может состоять?

  • Базовые сервисы
  • Основные сервисы
  • Продвинутые сервисы

А платформа – это «кирпич» или все же набор «хорошо» интегрированных сервисов?
Т.к. знать все невозможно, т.к. изобретать велосипед дорого, долго и неэффективно на стремительно меняющемся рынке, поэтому можно создавать платформу самостоятельно на базе какой-то технологии или системы (даже если они уже имеются в наличии), но это именно то самое изобретение велосипеда.
Гораздо практичнее формировать свое собственное видение на развитие собственного бизнеса, основываясь на своем опыте и ожиданиях своих клиентов. Затем изучить рынок и понять, кто и что предлагает, что из этого укладывается в ту стратегию развития, которые вы себе наметили. Только после этого приступить к реализации, взяв за основу уже имеющиеся у вас наработки и системы, «подключая» к ним новые компоненты собственной разработки или партнерские. Модели партнерства могут быть совершенно различными, лишь бы отвечали стратегическим целям банка: SAAS, покупка партнера, revenue-sharing в том числе на этапе разработки продукта.

А какие inhouse или партнерские outsource сервисы?
Оба типа имеют право на существование. Ниже распишу возможные примеры, а так же попробую порассуждать про «плюсы» и «минусы» каждого подхода.

А что про окупаемость?
Окупаемость такой платформы в части срока – это 10 лет и более, а что касается того как она будет окупаться, то это зависит от ее функционала. К примеру:…

А что на Западе?
TBD

А какие перспективы?

  1. Наступление финтех стартапов – традиционным банкам нужно держать оборону и нападать в ответ… что и как?
  2. Amazon, Google, Alibaba и т.д. не стартапы и тем опаснее – что и как тут…?
  3. Цифровизация, мобилизация, геймификация и т.д. – это вызов, но и перспективы…
  4. Выводы…

Презентация “ИТ-платформа для Корпоративного бизнеса банка”